Всего в Древнем Египте существовало четыре космогонии, одной из которых являлась мемфисская. Любая космогония связана с происхождением богов, а затем и мира. В Древнем Египте происхождение богов несколько разнилось в каждой из космогоний, однако одно было общим у всех из них – изначально, согласно этим верованиям, существовал лишь мировой океан, который назывался Нун. Согласно мемфисской космогонии, Птах, который был тогда землей, создал свое физическое воплощение и стал первым из богов Египта. Необходимо заметить, что птах был верховным божеством Мемфиса, поэтому не исключено, что подобная космогония возникла с целью распространения его культа как всемогущего творца по всему царству.

Согласно мемфисской космогонии, творцом мира был именно Птах, который создал сначала души других богов, а затем и их физическое воплощение. Творил он их из своей собственной плоти, возникшей из хаоса, царившего до его появления на земле. После сотворения богов Птах обратился к сотворению мира, в котором они будут иметь огромное значение, поэтому первыми он создал храмы, а также статуи, украшавшие их, поскольку души божеств должны были найти свое обиталище здесь. Позднее Птах, при помощи созданных из его плоти божеств, населил созданный им мир. Поэтому неслучайно, что Птах, хоть и не стал верховным божеством всего Египетского царства, всегда почитался как покровитель созидания, а именно искусства, ремесла и строительства. Согласно мемфисской космогонии, Птах, вместе с его супругой Сехмет (в некоторых интерпретациях – Бастет) и их сыном по имени Нефертум, который был покровителем растений, составлял божественную триаду Мемфиса.

Одним из главных отличий мемфисской космогонии от остальных, существовавших в Древнем Египте, является то, что мир Птах сотворил исключительно своей мыслью, волей и сердцем. Кроме того, мемфисская космогония впервые наделила божество властью создания не только самого существования, но и материального мира в целом, а также дала ему власть совершения правосудия, поскольку, согласно легенде, «великий Птах даровал жизнь и процветание праведникам и смерть преступникам».