Гермопольская космогония являлась второй космогонией, возникшей в Древнем Египте. Ее характеризует восьмерка богов, представляющих собой мужские и женские сущности четырех явлений, которые являются абстрактным началом всего. Эта восьмерка носила название огдоады. Согласно древнеегипетской мифологии, эти четыре божественные пары появились для противостояния разрушительным силам первозданного хаоса – тьме, ничему, бесконечности и небытию.Боги огдоады олицетворяли стихии, некую созидательную силу, способную ослабить могущество хаоса, стремившегося завладеть вселенной.
Верховным божеством Гермополя являлся общеегипетский бог Тот, который, согласно легендам, создал Хуха, Нуна, Кука и Амона. Эти божества изображались в виде людей с головой лягушек. Каждому из этих мужских божеств соответствовало божество женского пола – Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет, которые изображались в виде человека с головой змеи. Все вместе они являли собой Великую восьмерку, известную как огдоада. Число «восемь» имело очень большое значение в верованиях древних египтян. Четыре пары божеств, составлявших огдоаду, олицетворяли, соответственно, бесконечность пространства, водную стихию первозданного океана, мрак и нечто, сокрытое от всеобщего взора. Эти четыре пары божественных сущностей, входивших в Великую восьмерку, являлись так называемыми божествами-демиургами. То есть, согласно большинству древнеегипетских мифов, именно благодаря этим божественным представителям огдоады, возник мир.
В легендах говорится, что божества, принадлежавшие к огдоаде, существовали в водах первозданного океана, а затем создали остров, на котором появился лучезарный Ра, именовавшийся в те далекие времена Хепри. Некоторые египтологи считают, что в легендах говорится о появлении Ра из цветка лотоса, который вырос у стен древнейшего города Хемены. Это предание является одним из самых известных среди всех космогонических верований Древнего Египта. В древних преданиях также говорится, что лучезарный бог солнца Ра создал божеств Шу и Тефнут, которые явились прародителями всех остальных богов и богинь Египта. Тем не менее, мнения ученых по поводу трактовки вышеупомянутых преданий, расходятся и по сей день, в первую очередь, в силу того, что археологические раскопки приносят все новые и новые сведения.