В западной части Дельты в додинастический период возник культ Нейт. В качестве покровительницы охоты и войны первоначально почиталась богиня. Широко уже был распространен культ Нейт в I–II династиях. В долине Нила ее святилище было одним из древнейших. Функция охранительницы царя наиболее четко определилась среди функций богини в период Раннего царства, согласно источникам. С Саисом неразрывно связана Нейт, так как ее тексты называют постоянно «владычицей» его. Великим демиургом вселенной представлялась саисскими жрецами Нейт, подобно другим локальным божествам. Определенное значение в пантеоне сохраняет Нейт во времена Древнего царства, так как придворный титул «жрица Нейт» носили знатные женщины. О верованиях египтян в существование связи между наводнением и богиней, водными животными, такими как: богом-крокодилом Себеком, имеются данные для этой эпохи. В эпоху Среднего царства заметно падает значение культа, хотя в Эсне, на юге страны, он укрепляется. Постепенно растет популярность Нейт в начале Нового Царства и в Поздний период достигает своего апогея. Особенно пик популярности приходится при XXVI династии, когда столицей вновь объединенной страны становится Саис, и общегосударственное значение приобретает культ главного божества города. С другими богинями отождествляется Нейт, функции ее расширяются, причем и самые древние из них сохраняются. Функция охранительницы, и прежде всего мертвых, была на протяжении всех этапов развития ее культа одной из главных функции саисской богини. Не только в связи с исключительным значением культа мертвых в истории египетской религии заслуживает внимания эта функция Нейт. В источниках времени Нового и Среднего Царства чаще всего описывалась Нейт именно в качестве охранительницы мертвых, в тот период в пантеоне она уже занимала второстепенное место. Нейт была тесно связана с Нефтис, Исидой и Селкет, как охранительница мертвых. В текстах пирамид эти богини зафиксированы впервые.